Навигация по статье

Страховая пенсия формируется из средств, которые поступают в систему ОПС в виде взносов, ежемесячно отчисляемых работодателями в ПФР.

Общий размер взносов составляет 22% от зарплаты работника, из которых 16% направляется на страховую пенсию (или 10% на страховую и 6% на накопительную, если она формируется), а 6% - так называемый солидарный тариф , сборы от которого предназначены на выплату фиксированной части, социальных выплат и в других целях, предусмотренных нормативными актами законодательства РФ.

В правовом отношении сбор взносов в бюджет Пенсионного фонда регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд ОМС» , который устанавливает обязательный порядок уплаты взносов.

  • Функции по контролю своевременности перечисления страховых взносов в ПФР, в соответствии с требованиями статьи 3 этого закона, лежит на территориальных подразделениях ПФР.
  • Что касается ( ФЗ №167 от 15.12 2001 года), то уплаченные работодателями взносы, идут только на финансирование страховой пенсии.

Направление страховых взносов на формирование страховой пенсии

Страховые взносы являются основой Пенсионной системы нашей страны. Страхователи в обязательном порядке обязаны быть зарегистрированы в территориальных органах Фонда, обеспечивать полное и своевременное перечисление пенсионных взносов бюджет ПФР, вести их учет и представлять страховщику все необходимые документы, которые требуются при ведении индивидуального (персонифицированного) учета в ( ФЗ №167).

производят и дополнительные отчисления в ПФР , за счет которых формируется досрочная страховая пенсия работникам, условия труда которых, по действующему законодательству признаны тяжелыми или опасными.

Страховые взносы, поступающие в Пенсионный фонд, зачисляются на лицевой счет застрахованных лиц, номер которого (), указан на пенсионном свидетельстве. Впоследствии размер этих отчислений будет учтен при назначении пенсий исходя из требований, изложенных в статье 10 ФЗ № 167 от 15.12.2001 года.

Что лучше: накопительная или страховая пенсия?

Формируемая из пенсионных взносов, гарантирована государством и полежит ежегодному увеличению на уровень инфляции за счет индексаций, порядок которых установлен Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» .

Формируется этот за счет страховых взносов работодателя за своего работника, и при назначении взносы конвертируются в баллы и перемножаются на его стоимость, устанавливаемую государством.

Государством не гарантируется и ее доходность находится зависимости от финансовых результатов инвестиционной деятельности НПФ и УК, которые могут, в результате своей деятельности, понести убытки или обанкротиться.

  • Принимая решение о формировании накопительной пенсии, необходимо понимать, что тем самым сокращается сумма отчислений на страховую, от которых в будущем будет зависеть ее . Стоит учитывать и повышенный риск, возникающий в случае вложения денег в финансовые рынки.
  • Сохранность накопительной пенсии гарантируется законом РФ от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ , в соответствии с которым создана система гарантирования пенсионных накоплений, которая, в случае убытков, понесенных в результате их неудачного инвестирования, гарантирует выплату накоплений, но без учета инфляции.
  • Еще одно отличие накопительной пенсии от страховой состоит в том, что она , а страховая переходит в резерв ПФР.

Расчет страховой пенсии в 2019 году

С 2015 года страховая пенсия состоит из фиксированной выплаты и страховой пенсии, рассчитываемой в баллах. Порядок расчета регулируется требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях» .

Большинство граждан, начинали работать еще в советское время и имеют , заработанный до 2001 года. При расчете пенсионных прав учитываются все периоды трудовой деятельности и затем они переводятся в баллы.

В дальнейшем все расчеты производятся исключительно в баллах и перевод их в рубли случается только при назначении пенсии.

Для перевода пенсионного капитала, который был сформирован до 2015 года в баллы, рассчитывается размер страховой части пенсии на 31.12.2014 (без учета накопительной части и базового размера), делится на стоимость пенсионного балла, которая 1 января 2015 года составляла 64,10 рубля (в 2019 году - 87,24 руб.).

С 2015 ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) рассчитывается исходя суммы отчислений , перечисленных страхователем на лицевой счет работника в течение года. Согласно требованиям, изложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2015 № 385-ФЗ отчисления на накопительную пенсию прекращены до конца 2019 года.

Формула расчета пенсии

В формулу расчета с 2015 года введена новая величина - ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент (балл)) и теперь для или применяется такая формула:

СП = ИПК х СПК х К + ФВ х К,

  • ФВ - фиксированная выплата (в 2019 году - 5334,19 рублей );
  • СП - страховая пенсия;
  • ПК - пенсионные баллы (накопленные, как до 2015 года, так и позднее);
  • СПК - стоимость одного пенсионного балла (коэффициента);
  • К – повышающие коэффициенты при выходе на пенсию позже положенного срока (коэффициенты к ФВ и страховой пенсии отличаются).

Для расчета выплаты могут применяться разные формулы в зависимости от категории получателя.

Чтобы необходимо сумму пенсионных накоплений разделить на ожидаемый период выплаты - в 2019 году 252 месяца .

Если гражданин обратится с заявлением о назначении пенсии на год позже достижения им пенсионного возраста, то сократит этим ожидаемый период на срок 12 месяцев, что позволит увеличить размер накопительной пенсии.

Продолжительность периода устанавливается статьей 17 Федерального закона N 424-ФЗ от 28.12.2013 «О накопительной пенсии» и определяется, исходя из данных статистики о продолжительности жизни пенсионеров.

Назначение и выплата страховых пенсий

Назначение и выплата СП осуществляется по достижении гражданином , составляющего для мужчин - 60 лет и 55 для женщин, имеющих трудовой стаж не менее 15 лет (на 2024 год) и минимальную сумму пенсионных баллов в количестве 30 единиц в 2025 году (с учетом положений переходного периода, изложенных в ст. 35 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013).

Для назначения страховой пенсии необходимо обратиться с заявлением в отделение ПФР или МФЦ , а также через кадровую службу работодателя, «Личный кабинет» застрахованного лица на сайте ПФР или почту. В зависимости от вида назначаемой страховой выплаты перечень документов будет отличаться, но обязательно нужно иметь при себе :

  1. паспорт;
  2. пенсионное свидетельство;
  3. трудовую книжку;
  4. свидетельство о браке;
  5. военный билет (при наличии).

Для назначения накопительной пенсионной выплаты нужно иметь одновременно и право на страховую пенсию и пенсионные накопления. Подавать заявление нужно в ту организацию, через которую . Это может быть ПФР, НПФ или управляющая компания (УК). Пакет документов и порядок назначения те же, что и при оформлении страховой пенсии.

Рассмотрение заявления о назначении как страховой, так и накопительной пенсии производится в течение 10 рабочих дней . Выплата накопительной производится одновременно со страховой за текущий месяц. При этом, пенсионер имеет право выбора способа доставки пенсии.

Клара Моисеевна достигает пенсионного возраста в октябре 2018 года. В 2015 году ее пенсионные права конвертировались в баллы и составили 80 баллов. За период с 2015 по октябрь 2018 года она заработала еще 8 баллов. Дважды находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Получила за первого - 1,8 и за второго - 3,6 балла.

Сложив все пенсионные баллы, получаем индивидуальный пенсионный коэффициент на день наступления права на пенсионное обеспечение - 87,4 балла.

В 2018 году фиксированная выплата составила 4 982,90 рублей, а стоимость пенсионного балла 81,49 рублей. При этом никаких законных оснований для применения премиальных повышающих коэффициентов у Клары Моисеевны нет. В таком случае размер ее страховой пенсии будет составлять:

4559 + 85,4 х 74,27 = 10 902 рубля.

Заключение

Анализ деятельности систем пенсионного обеспечения в других странах мира показывает, что происходит постепенное сворачивание государственных накопительных программ и расширение их страхового сектора. Поскольку отчисление средств на или заключение договора с УК или НПФ является делом добровольным, то решение о целесообразности такого шага будущий пенсионер будет принимать самостоятельно.

Что касается нового алгоритма расчета, то для проведения примерного анализа размера , факторов, которые могут влиять на ее размер и адекватной оценки своих возможностей, можно воспользоваться «пенсионным калькулятором» на сайте ПФР.

Специалисты ПФР рекомендуют обращаться за консультацией по назначению заранее , примерно за полгода до приобретения гражданином пенсионных прав. Ввиду большого количества ошибок и неточностей, допускаемых при заполнении трудовых книжек кадровыми службами предприятий, специалисты Фонда могут потребовать подтверждающие справки и сделать соответствующие запросы. Процесс сбора дополнительных справок и ожидания ответов на запросы может оказаться длительным и трудоемким.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. К числу законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ);

3) Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ);

4) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

5) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

6) Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

7) Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

8) Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

9) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

10) Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

12) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

Действие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, к ним относятся: физические лица – граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам. Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионом обеспечении в РФ» пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

1) федеральные государственные служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) нетрудоспособные граждане.

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:

1) лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

2) лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

3) лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

4) лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

5) лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;

6) лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

7) лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и выезжающих за пределы Российской Федерации.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

1) наступление инвалидности;

2) определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности. К страховым случаям в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» относятся:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

Налоговый кодекс РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

1.2. Финансирование трудовых пенсий

Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отсылает нас к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета ПФР является выплата трудовой пенсии. Бюджет Пенсионного фонда РФ в свою очередь формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» за счет:

1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть – в бюджет ПФР;

2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ;

3) сумм пеней и иных финансовых санкций;

4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Структура трудовых пенсий, установленная Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», предполагает три составные части трудовых пенсий: страховую, базовую и накопительную. Части трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога, финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Как единый социальный налог, так и страховые взносы уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных положенных работникам вознаграждений за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в Пенсионный фонд, взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14 %.

Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:

а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками – финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;

14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Пункт 3 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Основная функция накопительной части трудовых пенсий – защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. С этими целями устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий: отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в Пенсионный фонд РФ и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в Пенсионный Фонд и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров. После поступления страховых взносов из Пенсионного фонда РФ на индивидуальные лицевые счета граждан эти взносы уже не являются собственностью государства, и государство теряет право на распоряжение ими. С этого момента страховые взносы, перечисленные на финансирование накопительной части трудовых пенсий, являются собственностью гражданина.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению согласно Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", производит­ся за счет средств федерального бюджета, страховых взносов, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования средств), добровольных взносов физических лиц и организаций и др., зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ. Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе на организацию их доставки, включаются в состав доход­ной и расходной частей бюджета ПФ РФ.Пенсии по государственному обеспечению (государственные пенсии) – это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданину в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

В соответствие с существующим пенсионным законодательством назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.

Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.


Http://www.pfrf.ru/about/

Кузнецов А. В., Ордин О. В., Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. – М.: Изд-во РПЭИ, 2010.

Федоров JI. В. Пенсионный фонд Российской Федерации: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"». 2009.С 87.

Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л.. Финансы: учебник / под ред. А.Г.Грязновой, Е.В.Маркиной.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.С.438.

Федеральный закон от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Шохин А.Н. Пенсионная система России: современное состояние, проблемы реформирования. 2009. С 237.

Конституция Российской Федерации, ст.7, п.2, ст.39

Захаров М.Л. Комментарий к новому пенсионному законодательству / М.Л.Захаров // Проспект – М., 2010. С48,

Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение: Учебник / Н.Ю. Борисенко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о ». 2010. С 186.

Российская история пенсионной системы еще относительно молодая. Даже в Германии «пенсионная идея» осуществилась впервые лишь в 1889 году. Со временем данная мера социальной защиты населения начала свое распространение на все развитые страны, в частности и на нашу.

В России подобный федеральный закон приняли в 2001-м году, после чего пенсионное госстрахование стало частью отечественной пенсионной реформы.

Основы пенсионной системы России

Пенсионную систему Россия унаследовала от СССР. В те времена пенсия гражданина особо не зависела от того, сколько лет он трудился, и какой была его зарплата – обезличенные платежи шли в «копилку», а оттуда уже распределялись пенсионерам. Кардинальные изменения начались с начала 90-х.

На сегодняшний день пенсионное обеспечение базируется на весьма широкой законодательной базе с учетом всех нюансов.

Источники финансирования пенсии

Государственные пенсии сегодня финансируются из двух источников:

  • Из федерального бюджета для обеспечения каждой категории госслужащих и социальных пенсий.
  • Из бюджета, формируемого ПФ РФ.

Составные части трудовой пенсии в РФ:

Выплату пенсий осуществляет ПФ РФ, средства которого формируются, благодаря следующим источникам:

  • Страховые взносы от работодателей и ИП на обязательное соцстрахование.
  • Отчисления от единого социального налога.
  • Средства, полученные от размещенных сумм страховых взносов, уплачиваемых для накопительной части трудовой пенсии.
  • Средства федерального бюджета.
  • Прочие источники.

Что касается размера взносов в ПФ от предприятий/организаций – он устанавливается каждый год правлением фонда и далее утверждается соответствующими органами власти.

Сами страховые взносы начисляют на любые виды оплаты труда, а срок оплаты взносов – ежемесячно, для работодателей и граждан.

Формы пенсионного страхования

На сегодняшний день работа системы пенсионного страхования происходит следующим образом: ПФ РФ (страховщик) производит аккумулирование средств, управляет ими и в дальнейшем распределяет.

С момента получения СНИЛСа гражданин становится лицом, застрахованным согласно системе пенсионного соцстрахования. Все страховые взносы выплачиваются работодателем (страхователем).

Пенсия состоит сегодня из 2-х частей – из добровольной и обязательной. В чем отличия?

  • Обязательная. Эта часть страхования – под контролем ПФ РФ. Размеры пенсии и порядок выплат регулируются государством.
  • Добровольная. В формировании этой дополнительной части участвуют сами граждане. Главное отличие: размеры взносов регулируются не государством, а гражданами. Причем в добровольном порядке.

Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отсылает нас к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение, одной из целей расходования средств бюджета ПФР является выплата трудовой пенсии.

Бюджет Пенсионного фонда РФ в свою очередь формируется в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании» за счет:

1) страховых взносов, в основном к ним относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – часть этих взносов направляется в федеральный бюджет, часть – в бюджет ПФР;

2) средств федерального бюджета, к которым в первую очередь относится часть единого социального налога, перечисляемого из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ;

3) сумм пеней и иных финансовых санкций;

4) доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольных взносов физических и юридических лиц, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

6) иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Структура трудовых пенсий, установленная Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», предполагает три составные части трудовых пенсий: страховую, базовую и накопительную. Части трудовых пенсий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» формируются за счет разных источников финансирования. Финансирование базовой части трудовых пенсий осуществляется за счет средств единого социального налога, финансирование страховой и накопительной части трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют единый объект налогообложения и налоговую базу. Как единый социальный налог, так и страховые взносы уплачивают организации, предприятия и частные предприниматели с заработной платы своих работников, а также с иных положенных работникам вознаграждений за трудовую деятельность, в том числе за трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера. Различаются эти два вида обязательных выплат тем, что единый социальный налог уплачивается за счет средств работодателя, исходя из размеров выплаченной заработной платы, а страховые взносы на обязательное пенсионное страхование взимаются работодателем с доходов работников. Общий размер отчислений в Пенсионный фонд, по взимаемых с доходов работников на обязательное пенсионное страхование, установлен на уровне 14 %.

Статья 238 НК РФ устанавливает перечень средств, которые не подлежат налогообложению и с которых не взыскиваются не только единый социальный налог, но и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с:

а) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

з) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

б) членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщикам – финансируемым из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями – в пределах размеров, установленных законодательством РФ;

5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла;

7) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством РФ; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

8) взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

9) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

10) суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной группы по проведению референдума РФ, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума РФ, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума;

11) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

12) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников;

13) суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период;

14) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в составе расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

15) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Пункт 3 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» регламентирует, что накопительная часть трудовой пенсии устанавливается только при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Основная функция накопительной части трудовых пенсий – защитить от инфляции и увеличивать размер трудовых пенсий. С этими целями устанавливается следующий порядок финансирования накопительной части трудовых пенсий: отчисления на накопительную часть трудовых пенсий поступают в Пенсионный фонд РФ и до поступления на индивидуальные лицевые счета граждан не являются персонифицированными. В период с момента поступления этих средств в Пенсионный Фонд и до момента их перечисления на индивидуальные лицевые счета граждан государство имеет право инвестировать данные накопительные отчисления в доходные активы. Таким способом обеспечиваются защита данных средств от инфляции и увеличение их размеров. После поступления страховых взносов из Пенсионного фонда РФ на индивидуальные лицевые счета граждан эти взносы уже не являются собственностью государства, и государство теряет право на распоряжение ими. С этого момента страховые взносы, перечисленные на финансирование накопительной части трудовых пенсий, являются собственностью гражданина.